Высшее образование — а надо ли?

 

в.о-а надо ли1

В одной из прошлых статей я писала о том, как накопить денег на обучение ребенку в ВУЗе. Эта мысль все не «отпускает» меня, правда теперь я думаю вот о чем – А НАДО ЛИ ОНО- ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

Вот скажите честно, кто из вас работает по профессии?

Я- нет, моя сестра -нет, мой муж- нет, а у крестного моей дочки 3!!! высших образования и 1 кандидатская за плечами. И что вы думаете, ни по одной из полученных профессий он не работает. Более того, когда он предъявляет на новом месте работы свои дипломы и кандидатскую, его тактично просят убрать все это добро подальше и никогда не вспоминать, т.к. доплачивать за научную степень ему никто не собирается.

 

Я знаю очень много людей, которые вообще не имеют В.О., при этом их заработки в разы выше, чем у окружающих и они ни разу не пожалели о том, что не получили образование в свое время. И в тоже время, они гораздо более эрудированны и «продвинуты» во многих вопросах, чем большинство обладателей дипломов.

 

И вот я размышляю, для чего нам нужно было это В.О.?

Ну разумеется, шанс получить работу ( любую работу, даже не связанную с полученным образованием) с В.О. гораздо выше. НО, я сразу оцениваю качество тех знаний, которые дает ВУЗ и время, которое тратится на получение диплома. По-сути, никаких знаний, которые можно было бы реально применить в жизни, в будущей работе ВУЗ не дает. По крайней мере, так было у меня.

 

Ой, нет, пардон, нас отлично научили пользоваться психологическими тестами, т.е. окончив ВУЗ, мы 100% могли бы работать психологами в школе или детском саду.

в.о.-а надо ли2

Вот только зар плата психологов в этих структурах ничтожна мала. Она даже не позволила бы оплачивать съемную квартиру. Поэтому о такой работе нам даже думать не приходилось.

 

А между тем, мы учились на отлично, всегда были «передовиками», регулярно участвовали в конференциях, подписывались под любую возможность получить практические знания и опыт. Где мы только не «работали» (разумеется, бесплатно): и в Центре образования с подростками девиантного поведения, в интернате с брошенными, больными детьми, в службе телефона доверия и даже в исправительной колонии.

 

Историческая справка:
Первый курс института мы закончили, учась в 10 и 11 классе школы. Таким образом, окончив школу, мы сразу поступили на 2 курс института. Мы всегда были «заучки». Дискотеки и другие молодежные развлечения- все это было нам чуждо. Уже со второго курса (т.е. сразу приехав в Пензу) мы с Юлей устроились на работу и ВСЕГДА совмещали работу с учебой. Это было для нас принципиально важно- оплачивать хотя бы часть своих расходов самостоятельно.

 

За все время обучения мы регулярно проходили различные психологические тренинги, курсы повышения квалификации, читали огромное количество литературы по интересным нам направлениям в психологии. И это, пожалуй, единственное, что дало нам хоть какие-то практические знания.

 

ВУЗовские составляют не более 10% от всех полученных нами знаний. Т.е. можно было прочитать 10 базовых учебников по психологии и университетскую программу мы освоили бы за пол года 🙂

 

Закончив ВУЗ, мы надеялись устроиться на работу психологами в исправительную колонию. Для этого на последнем курсе института проходили там практику и писали дипломы именно на эту тему. Однако, как только обучение было закончено, психологическую лабораторию в этой исправительной колонии частично расформировали, а с психологов «сняли погоны». Было грустно.

 

НО, даже если бы случилось так, что мы стали бы работать психологами-консультантами (это единственная возможность нормально зарабатывать), нам пришлось бы еще немало учиться, чтобы приобрести навыки и знания, которые РЕАЛЬНО могут помочь клиентам.

По идее, чтобы заниматься консультированием, нам надо было получить медицинское образование, т.е. стать психиатрами. Т.к. психологический факультет в гуманитарном ВУЗе не учит, как разговаривать с людьми, как выявлять их проблемы, как помогать.

Ни один психолог-выпускник гуманитарного ВУЗа этого не знает и не умеет! Зуб даю!

в.о-а надо ли3

Сейчас, работая в интернете, я понимаю, что 4 года очного обучения были просто выброшены на ветер. В нашем случае было бы лучше учиться заочно и заниматься тем, что действительно нравится – работать в интернете 🙂

 

Я не знаю, как сложится жизнь у моей дочери, кем она захочет стать в будущем. У неё есть задатки в области юриспруденции (моя тетя была судьей, а сестра мужа работает помощником прокурора), в области медицины (отец мужа был хорошим врачом), есть задатки педагога (большинство женщин в нашей семье были педагогами). Но мне очень не хотелось бы, чтобы она однажды пришла к такому же выводу — что 5 лет своей жизни можно было бы провести более результативно.

 

Возможно, ей удастся реализовать свои задатки и способности, совместив их в одной деятельности и стать отличным востребованным специалистом. Очень на это надеюсь!

 

К счастью, я работаю в интернете и здесь тоже можно разглядеть новые интересные и потенциально перспективные направления деятельности. Даст Бог, к моменту, когда Соня подрастет, я смогу помочь ей с выбором занятия по душе.

 

Итак, мои выводы:

  1. Высшее образование без самообразования- это НИЧТО
  2. Большинство классических ВУЗовских специальностей совершенно не требуют очного обучения. На заочном уровень знаний ничуть не хуже
  3.  Если ребенок отказывается от высшего образования, это не значит, что путь к счастливой жизни и хорошим заработкам для него закрыт (а ведь раньше я думала именно так)
  4. Главное – это истинное желание человека заниматься какой-то деятельностью. Навязать свой выбор можно, но ни к чему хорошему это, скорее всего, не приведет. Поэтому родителям стоит наблюдать за ребенком и интересоваться его желаниями в выборе профессии. Иногда даже можно пропустить год-два после школы, чтобы дать ребенку понять себя и свои желания, чем потом сожалеть о потерянных годах и деньгах на ненужное образование.

 

А как вы считаете, так ли важно высшее образование? И реально ли работать по профессии, получать удовольствие и достойный доход только отучившись в Вузе? Вы отправите своего ребенка учиться в высшее учебное заведение и на какую специальность?

 

Кстати, в одной из следующих статей я расскажу обо всем обучении, что я прошла, работая в интернете. И главное, расскажу, какое обучение было для меня самым полезным, а какое — просто выброшенными деньгами. Будет много разоблачений. Не пропустите )

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Комментариев к записи: 8

  1. carolesja:

    На самом деле, шутки про двоечника-начальника и отличника-инженера не беспочвенны, но и не истина. Все же когда люди получают нужную или престижную профессию, а не поступают все равно куда, лишь бы в ВУЗ, то ест большой шанс устроиться на высокооплачиваемую профессия. Пример, моя сестра закончила ин. яз. — итальянский, английский, теперь работает в крупной логистической компании, получает зартлату, как я за пол года, а то и год, а ее муж — медицинский,от мед представителя продвинулся до директора. Они не смогли бы этого добиться без дипломов.

    У нас с мужем пед. образование — с точки зрения работы — ужасно, но вот родительства — полезная вещь. Все же у меня есть основные познания в сфере педагогики, методики, детской психологии, знаю много песен, а муж — физ. рук. — дети с рождения грамотно получают физическую нагрузку — сейчас занимаются спортом профессионально.

    Но ты абсолютно права, что от нас родителей зависет правильный выбор профессии, нам надо разглядеть, не упустить, направить. Только это уже надо делать сейчас, когда вырастут, поздно.

    • Ольга Собянина:

      Вот именно, что НАМ надо разглядеть задатки ребенка, и по-сути, решить — куда ему поступать, т.к. в 16 лет ни один человек не способен сделать осознанный взвешенный выбор профессии. Поэтому, фактически, бремя ответственности за будущее ребенка ложится на родителя. Мы с сестрой тоже хотели поступить на ин.яз, но какая-то «добрая тетенька» сказала маме, что мы будем просто учителями иностранного языка в школе. Она, желая лучшего для своих детей, отдала нас на психологов. Хотя я сейчас с удовольствием поменяла бы свое психологическое образование на качественное знание пары иностранных языков. Т.к. сейчас выучить их на профессиональном уровне уже просто не возможно (

  2. Нина:

    Я забросила свою учебу без сожаления, училась в высшем учебном заведении на туристическом отделении, быстро поняла, что не мое и вышла замуж:) Сейчас осваиваю новую профессию с гораздо большим энтузиазмом и чувствую пришло мое под 30 лет! Так что в какой то степени зря родители платили за обучение, но этот опыт был для меня полезным. Муж мой тоже чего только не изучал, после 30 наконец-то нашел свое дело, отучился, теперь работает с удовольствием.

  3. Яна:

    Оль, хорош занудничать)))!! Софья еще совсем малышка), такая лапочка. Даёшь, перескопе! Покажешь, что нового вышила, что в дом купила...весна... и лето не за горами.

    Образование высшее нужно, егэ дурацкое сдавать всем, кто заканчивает среднее образование обязательно. Родителям, детям крылья не рубить заранее. Образование выбирать ликвидное, чтобы со второго курса уже брали «в строй». А кстати, сейчас есть понятие Целевик, что дает гарантию 100 процентного трудоустройства туда, где хочется работать.

    • Ольга Собянина:

      ну да, иногда охота по-занудничать ))) А что за Целевик? что-то не слышала ни разу.

  4. Яна:

    Целевое направление. В медвуз дает город, платит городскую стипендию, обеспечивает практикой и потом работой. Знаю, ребята получали от аэропорта Домодедово, от Роснано и т.д. В этом году прям по школам ходили у нас, отбирали. Конкурс происходит среди целивиков, и они зачисляются в первую очередь, потом все остальные из общего конкурса.

    • Ольга Собянина:

      Интересно, но это, видимо, только жителям столицы доступно, в провинции такого нет.

  5. Инесса:

    Мне пришлось получать высшее. Хотя я и сама была не особо против) Учиться нравилось, было интересно и нескучно. Наверное, поэтому платить много не пришлось, все сама сдавала. Но если мой ребенок не захочет учиться, я сопротивляться не буду. Пусть сам решает, ему же жить потом.

Оставить комментарий