Психологические сказки для детей

Психологические сказки для детей

Привет.
Самой интересной дисциплиной в университете для меня была сказкотерапия. Волшебный мир сказки способен не только занять и развлечь ребенка, но и решить многие психологические проблемы, проработать страхи и опасения. Что же такое психологические сказки для детей?


Раньше дети воспитывались на наших русских народных сказках, сейчас же в психологии появилось целое направление- сказкотерапия. На полках магазинов можно найти сборники терапевтических и психологических сказок. Это не наши традиционные сказки с известными нам с детства героями. Как правило, это сказки составленные психологами и направленные на решение какой-то одной конкретной проблемы.

 

Я читаю Сонечке такие сказки.

Психологические сказки для детей

Психологические сказки для детей

Психологические сказки для детейи даже вот такие, распечатанные из интернета, от Ирины Терентьевой и от компании «Умница».

Психологические сказки для детей

Эти сказки очень нравятся мне простотой сюжета, четким пониманием того, на решение какой проблемы направлена, наличием в конце сказки определенного вывода и, главное, адаптированностью под возраст ребенка. Все это значительно облегчает поиск нужной сказки.

 

Так, в возрасте 2-4 лет малыши очень любят сказки про животных.

 

С 4,5 лет деткам нравятся сказки, в которых животные взаимодействуют с человеком.

 

С 5-6 лет ребенок, как правило, начинает соотносить себя с человеческими персонажами в сказке. Самый распространенный вариант: девочки идентифицируют себя с принцессами, мальчики же видят себя рыцарями.

 

В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет), ребенок начинает активно придумывать собственные сказки, включая в них все, что его окружает и, конечно, делиться своими сказками с родными. Очень часто сказки детей этого возраста бывают страшными. Но не надо пугаться, дело в том, что таким образом ребенок проигрывает собственные страхи. Родителям на этом этапе стоит обратить внимание на то, как развивается такая сказка, нет ли зацикливания на одном и том же сюжете, есть ли вообще динамика в сказке или ребенок «застрял» в какой-то ситуации и не может дальше развивать сюжет. Здесь близкие родные могут мягко включиться в сказку ( с разрешения ребенка, конечно) и как-то повлиять на её ход.

 

Что лучше, наша традиционная русская народная сказка или современные психологические сказки для детей?

 

Признаюсь, читая наши русские народные сказки, я иногда сама впадаю в ступор, т.к. просто не могу понять их смыл, не могу понять, чему они учат.

 

Здесь, конечно, играет огромную роль, в какой редакции издана книга со сказками. Я очень тщательно выбираю книги со сказками, т.к. иногда для самых простых сказок, подходящих детям 2-3лет, редакторы используют очень сложный язык повествования или несоответствующие, а иногда и просто страшные картинки.

 

Сложно сказать, какие сказки лучше. Я считаю, что важны все сказки. Главное, правильно их подобрать: по языку повествования, по качеству иллюстраций и их наличию ( ведь для детей 2-3 лет картинки очень важны), по возрастному показателю.

 

Надо понимать, что особенность сказок заключается в том, что они оказывают прямое влияние на подсознание ребенка. Для ребенка сказка — первый источник представлений о том, что такое добро, а что такое зло, не в значении примитивно-бытового «хорошо-плохо» (это ребенок усваивает в повседневном общении с родителями), а именно в морально-этическом плане. И эта особенность есть как в наших традиционных, так и в современных сказках. Т.е., по сути, ВСЕ сказки являются психологическими.

 

Читая сказку, родители помогают ребенку сложить целостную картину мира со множеством различных вариантов развития событий. В сказке демонстрируется самое разнообразное поведение героев и, главное, последствия такого поведения. Это очень важно! Вместо ежедневных нравоучений, получить необходимую для воспитания информацию в доступной и понятной для ребенка форме.

 

Мы с Соней читаем сказки и в течение дня и, обязательно, перед сном. Она сама выбирает, о чем ей хотелось бы послушать. Дело в том, что перед сном ребенок спокоен, его ничто не отвлекает, и он готов воспринимать информацию.

 

Сразу после почтения сказки мы обсуждаем поведение главных героев, итог сказки и повторяем вывод. Я считаю, что благодаря этому дочка еще раз все проговаривает и запоминает.

 

Друзья, читайте своим деткам сказки. К тому же сейчас самое сказочное время, все предрасполагает к чтению книг. А уж что вы выберете: русскую народную или современные психологические сказки для детей, по сути, не имеет значения. Ведь главное, что вы будете рядом со своим малышом!

 

В качестве примера, привожу вам одну интересную сказку, которую мы с Соней регулярно читали, когда у неё были признаки агрессивного поведения (она кусалась и дралась). Сказка от психолога Ирины Терентьевой. В конце сказки есть несколько вариантов развития событий для детей разного возраста и приведены вопросы для обсуждения с ребенком. Этим  мне очень нравятся сказки Ирины, их легко читать.

 

 Сказка про Мишу, который дрался.

 

Жил был один мальчик, которого звали Миша. Он был любопытным мальчиком, который очень любил бегать и играть с мячом.

Психологические сказки для детейБыла еще у Миши одна особенность — он всегда дрался.

И вот проснется Миша с утра, покушает, и пойдет на улицу с мячом поиграть. А на улице во дворе с ним поздоровается Барбос:

— Га-гав, привет! Давай играть!

И Мурзик не отстает:

— Мяу-мяу, как спалось? Рыбка не снилась?

А Миша, вместо приветствия Мурзику на хвост наступил, а в Барбоса палку кинул. Те и убежали со двора.

Пошел Миша к ребятам, хотел вместе в мяч поиграть. Да только пока играли в мяч, Миша одного мальчика толкнул, другого пнул. Ребятам такая игра не понравилась, и они ушли домой, да еще и мяч с собой унесли. А Миша так и не понял, чем ребятам игра не понравилась.

Пошел Миша дальше гулять в лес. Там было красиво: деревья шелестели своими листиками и играли в прятки с солнечными лучиками, вокруг летали и пели птички, и было так много красивых цветов. Птички спели песенку для Миши. Только он эту песню не слушал, ведь наш герой был занят тем, чтобы оторвать ветку покрупнее от дерева. И тут птицы петь перестали, деревья перестали шелестеть своими листьями, и весь лес замер. Слышно было только, как стонет дерево, которому Миша отламывал ветку.

Вариант для детей 2-4 года:

С тех пор с Мишей никто не дружил, все от него прятались. Понял тогда мальчик Миша, что был не прав.

Как думаешь, что Миша сделал не так? Почему все от него прятались?

Правильно, он всех обижал и дрался, поэтому с ним никто больше дружить не хотел.

Миша был хорошим мальчиком и решил исправиться: он пошел на улицу и перед всеми извинился.

Все его простили. И с тех пор Миша со всеми играл очень дружно и весело!

P.S. Если статья вам понравилась, нажмите кнопки соц сетей и поделитесь информацией с друзьями. Уверена, они скажут вам за это спасибо.

С уважением, психолог Ольга Собянина.

Вы можете оставить комментарий ниже.

Комментариев к записи: 11

  1. Зоя:

    У нас мама рассказывала сказки нам по вечерам. Сама их придумывала. Я даже иногда спящей притворялась, а сама слушала, как мама сказку рассказывала младшему брату, где он был главным героем, а еще были сказочные герои мишка Мухрышка в частности.

  2. Татьяна:

    Оля, а Вы попробуйте вместе с Соней сказки сочинять, ведь малыши такие фантазеры. Можно сделать главным героем Вашу малышку — пусть ищет выход из сложных ситуаций.

    Давно я в книжных магазинах не интересовалась детскими сказками, а ведь появились и психологические — для меня это открытие.

    • Ольга Собянина:

      Татьяна, как раз сейчас этим и занимаюсь — учусь сочинять свои сказки для Сони. Ведь известно, что они гораздо эффективнее, чем обычные.

  3. Ольга Андреева:

    Психологические сказки для детей очень полезны. Учат быть смелыми, добрыми, не капризничать.

    Можно и самому сказки придумывать с малышом. Начать, а потом попросить ребенка придумать концовку.

    Я в прошлом году учила Юлю собирать после игры игрушки. Она это с трудом делала. Потом придумала сказку, что пришел ночью злой волшебник и увидел, что все игрушки разбросаны и забрал их . Девочка проснулась, побежала играть, а игрушек нет. Потом решили пойти их спасать.

    Спасибо, Оля, статья полезная. Вот только я у нас в магазинах не видела такие сказки. Нужно покупать принтер, чтобы их распечатывать из интернета.

    • Ольга Собянина:

      Ольга, в магазине такие сказки обычно называются «терапевтические». А вообще, да, большинство я из интернета распечатываю.

  4. Анастасия:

    Замечательная идея — книга с детскими сказками! Помнится, Мадонна что-то такое выпускала. Интересно, о чём у неё они?

  5. Анастасия:

    Ну ладно 🙂 Просто вспомнилось...

  6. Мария:

    Здравствуйте Ольга!!! У моей доченьки (2 года 11 мес.) психологический запор. Подскажите, пожалуйста психологические сказки на эту тему (от запоров, от страха горшка, или т.п.) Возможно другие методики или треннинги которые вам знакомы по нашей проблеме. Заранее спасибо!

    • Ольга Собянина:

      Мария, добрый день. Проблема, с которой вы столкнулись весьма распространенная. В психологии, действительно, существует целое направление по работе с подобными проблемами. У моей дочки, к счастью, ничего подобного не было, но мои знакомые и подруги часто говорят о таких ситуациях. И в этих случаях я рекомендую им книги детского психолога- сказкотерапевта И.Терентьевой. Недавно у неё вышел новый сборник «Приучение ребенка к горшку» и там есть сказки от психологического запора psychologia-prosto.ru/kniga-gorshok/ Посмотрите, возможно вам они помогут. Вообще сказки Ирины просто великолепны, моя Сонечка слушает их с огромным удовольствием, надеюсь вам они тоже помогут. Я искренне желаю здоровья вашей доченьке!

Оставить комментарий