Дети и Деньги

Дети и деньги 0

Очень актуальная для меня тема. Дочка растет и вместе с ней растут её «хотелки». Все чаще появляется необходимость объяснения, что деньги – это некий конечный ресурс, распоряжаться которым надо весьма рационально.

Большинство детей хотят много игрушек, Соня – не исключение. Практически каждый поход в магазин сопровождается «кляньчанием» какой-то ерунды (на мой взгляд, конечно).

К нашему счастью, дочка питает страсть к очень маленьким игрушкам, а сейчас «фанатеет» вообще от брелков, это позволяет нам экономить на игрухах, но их уже скопилось столько….не хватает коробок, чтобы складывать. Самое печальное, что, если раньше интерес к игрушке был 2-3 дня, то сейчас он пропадает уже через 5-6 часов, игрушка оказывается под диваном (не без помощи кота), а Соня начинает клянчить новую.

 

Это очень напрягает.

 

А еще напрягает, что почти в каждый поход за продуктами Соня накладывает в корзину разную гадость: пакетированные соки (которые мы вообще не пьем), молочные коктейли, киндер-сюрпризы и прочую ерунду.

Приходится объяснять, моделировать ситуацию выбора (что больше хочешь, то и купим) или совместно писать список только необходимых покупок и строго придерживаться его.

Я все чаще стала задаваться вопросами:

  • Как объяснить 4х летнему ребенку, что денег на все не хватит?
  • Когда стоит купить копилку?
  • В каком возрасте надо давать карманные деньги и как контролировать их расходование?
  • Как научить грамотно распоряжаться финансами во взрослой жизни?
  • Как уберечь ребенка от собственных финансовых ошибок? ( это особенно актуально, т.к. недавно я круто «лоханулась» и попала в неприятную историю с деньгами…об этом в следующей статье)

Если у меня появляются вопросы, я начинаю активно искать на их ответы )

 

Первый вебинар на тему «Дети и деньги» я прослушала у Людмилы Петрановской.

Дети и деньги 1.bmp

На вебинаре поднимались важные вопросы психологии отношений с деньгами: как деньги приходят в нашу жизнь, какие чувства они у нас вызывают, в каких выражениях мы говорим детям о деньгах, как относимся к богатым людям и к какой категории относим себя и многие другие вопросы, требующие размышления.

 

Главная мысль, которую я вынесла с вебинара:

 

Мы можем дать ребенку только ТО и СТОЛЬКО, сколько МОЖЕМ дать.

 

Если можешь выделять еженедельно ребенку 500 руб карманных денег – отлично, если можешь выделять только 100руб- тоже хорошо. Здесь не должно быть чувства вины и мысли о том, что ты плохая мать, т.к. не можешь купить любимому чаду навороченный телефон.

 

ЧТО МОЖЕШЬ –то и даешь.

 

По-моему, отличная мысль!

 

В прошедшие выходные я посетила еще один семинар на ту же тему. Автор — Светлана Фадеева — молодая мама, финансист.

Дети и деньги 2.bmp

На этом семинаре я узнала еще один важный момент обучения ребенка финансовой грамотности:

 

Начни с себя!

 

Просто, правда )

 

Скажите, знаете ли вы, сколько тратит ваша семья в месяц на продукты питания? А на одежду? А на обязательные платежи? А знает ли ваш ребенок о том, сколько тратится лично на него?

 

Именно с этого и начинается обучение. С семьи, с родителей.

 

Я стараюсь планировать семейный бюджет и очень хочу передать этот навык дочери.

Это важный навык.

  • Понимать, какой доход у семьи (особенно, если он не фиксированный)
  • Знать, сколько тратится на какие статьи расходов
  • Уметь формировать резервный фонд на случай непредвиденных расходов
  • Не забывать баловать себя и любимых и т.д.

 

Это лишь азы финансовой грамотности, первая ступень.  Да, это уже не мало, ведь многие люди и этого не могут делать. Не говоря уже о более долгосрочном планировании на 5, 10, 15 лет.

 

Наша младшая сестра Ксюша в этом году поступает в Москву в медицинский институт на бюджет (мы всей семьей держим за неё кулачки). Так вот, наша мама особо никак не готовилась к этому событию. Да, у неё есть определенная (вполне скромная по сегодняшним меркам) денежная сумма на весь процесс поступления.

 

Но когда вырастет моя дочь, скорее всего, бюджетное обучение просто исчезнет, как явление, из России. И тогда процесс поступления в ВУЗ будет весьма затратным для родителей, желающих дать ребенку все самое лучшее. А если учесть, что «ребенков» может быть несколько, представляете, как возрастет финансовая нагрузка на семью?

Я как-то особо не задумывалась об этом вопросе, а наверное, стоит.

 

На семинаре Светлана рассказала, как можно накопить на обучение ребенку в ВУЗе:

  1. Можно жить спокойно 11 лет обучения ребенка в школе и взять кредит на поступление в ВУЗ. Но, тем самым, вы обречете себя на несколько лет банковской кабалы (а прикиньте, сколько вам будет при этом лет и захочется ли вообще вешать на себя какие-то обязательства, да и с работой могут быть проблемы).
  2. Можно откладывать деньги и копить их в банке. Сейчас средняя ставка по вкладам 6-11% 
  3. Можно формировать личный инвестиционный портфель. Что это такое до прошлых выходных я даже не представляла.

 

Что такое выгодные инвестиции в моем понимании и в понимании членов моей семьи, это:
1) Покупка квартиры и сдача её в аренду (но мы все понимаем, что этот вариант на самом деле очень «геморройный» — начиная с процесса покупки квартиры и заканчивая ремонтом после очередных квартирантов и разборками с соседями)
2) Банковский вклад

 

Светлана рассказала о видах инвестирования, подчеркнув, что пассивное инвестирование доступно человеку с любым уровнем дохода.

Конечно, за 2 часа подробно раскрыть всю тему инвестирования просто невозможно, поэтому я занялась самообразованием — почитала форумы, посмотрела отзывы людей, которые «в теме» и поняла одно.

Для себя, как человека очень далекого от мира финансов и экономики, предпочтительнее и проще все-таки банковский вклад.

Т.е. ежемесячно откладывать в банк небольшую сумму (3-5 тыс руб), которая пойдет именно на обучение ребенку. Впереди еще 10 лет, поэтому есть надежда, что скопится достаточная сумма. Кроме того, деньги можно будет снять в любой момент, т.е можно контролировать этот процесс. Для меня это понятнее и прозрачнее. Спасибо  Светлане за осознание необходимости думать о далеком будущем своего ребенка )

Еще на вебинаре, мы узнали 7 важных финансовых привычек, которые необходимо привить сначала себе, а потом и ребенку. Сошлись на мнении, что лучшее обучение финансовой грамотности детей – это обучение через подражание родителям, поэтому надо быть достойным примером. Как распределять карманные деньги для детей разного возраста и многое другое.

 

В общем, тема эта мне интересна и, я уверена, что это не последний мой обучающий семинар )

 

Скажите, а учите ли вы своего ребенка правильному отношению с деньгами? В какой форме происходит это обучение? Очень интересен опыт других родителей в этом вопросе.

 

С уважением, Ольга Собянина

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Комментариев к записи: 3

  1. Яна:

    Ольга, привет и доброе утро! Тема в этот раз очень интересная. Буду следить за комментариями других, тк тоже интересны разные мнения и разный опыт. Пока могу сказать, что лучший совет, который я слышала про инвестиции это инвестиции в СВОЕ ЗДОРОВЬЕ, в СВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, и В ДЕТЕЙ. Накопление денежных средств это скорее нужно для женщины, чтобы чувствовать себя более уверенной. А уверенность лишней не бывает)...ее нужно питать. Вернемся к трем этим инвестициям. Все просто, чем дольше мы сохраним здоровье, тем меньше затрат на лечение и тем позже мы начинаем серьезно лечиться. Это понятно. Здоровье не купишь. Образование, хорошее образование залог собственной ликвидности до старости. У моей подруги свекровь 80 лет!!! Работает на половину ставки в фирме по продажам оборудования. Эксперт, постоянно летает с руководством в Китай. Тут конечно еще и опыт и умственные способности, но как говорил Деминг: опыт без теории ничто.Кстати советую к прочтению, это экономист, которого наняла Япония после войны. И он восстановил японскую экономику с нуля. Далее, в детей...Наша цель родителей, чтобы дети выросли и вышли в самостоятельную жизнь здоровыми, счастливыми и с пониманием себя в дальнейшей жизни. Важно, чтобы ребенок не пытался в материальном плане от родителей во взрослмеджизни. Так быть не должно.

    Еще, немного про про мед институт. Старший ребенок поступил, но в результате мы пожалели. Это ад! Чтобы сдать экзамен, нужно пройти тест компьютеру ( из 1000 вопросов машина выбирает 20)… жизней мало. Затем по прохождению, нужно показать на трупе (труп с первых дней и никакой раскачки)… затем отвечаешь теорию преподу. Они сидят над книгами круглосуточно. К трупу очередь по записи...и т.д.

    • Ольга Собянина:

      Яна, привет, спасибо за комментарий. Отличная мысль — инвестиции в здоровье, в образование и в детей. Полностью разделяю! Сама занимаюсь спортом, постоянно учусь и стараюсь вкладывать в ребенка. Книгу постараюсь найти, т.к. тема, действительно, интересная. Про мед институт — это дано не каждому, я вообще не представляю, как можно учиться на медика...сложно психологически. А с другой стороны, так, наверно, и должно быть, ведь и ответственность у врача огромная!

  2. Ирина:

    Если понятно, что деньги потрачены на ерунду или просто потеряны, не возмещать ему потерю — пусть ответит за последствия своего легкомыслия.

Оставить комментарий to Ирина